понедельник, 20 февраля 2012 г.

День родного языка


Дорогие друзья!
Ежегодно, 21 февраля,  отмечается Международный день родного языка (International Mother Language Day). Провозглашен он Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из, примерно, 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.
Библиотека присоединяется к этому празднику. Что есть Библиотека – как не хранилище и средоточие родной культуры и языка. С праздником вас, наши дорогие читатели!

«Родной, живой, неповторимый!» Перекличка поэтов. 

 А.Сумароков

«Две эпистолы»

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
 1747

Ф.И.Тютчев

«Нам не дано предугадать...»

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
27 февраля 1869

Иван Бунин

СЛОВО
 
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Москва, 1915

Анна Ахматова

МУЖЕСТВО
 
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
23 февраля 1942, Ташкент


Николай Заболоцкий

Читая стихи

Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
1948

Давид Самойлов

А. Я.

...И тогда узнаешь вдруг,
Как звучит родное слово.
Ведь оно не смысл и звук,
А уто́к пережитого,
Колыбельная основа
Наших радостей и мук.

Сергей Скачко

Язык

С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.

Смешно и грустно слышать, право,

Как эллочек и фимок рать
К заморским «ингам”, „шн” и “вау”
Его, кряхтя, хотят прижать.

Игорь Желнов

Хочу писать на русском языке

О всем, что мыслю, чувствую и вижу,
Что в жизни я люблю и ненавижу,
Пока перо держу еще в руке.

Пройти ли мне ступенями веков,

Всей правды о России вожделея?
Какую малость я подъять успею
От времени, что спит под спудом слов?

Но я – историк. Вспять не поверну.

Не ведая начертанных мне сроков,
Над родиной, отшедшей от истоков,
Я летописей крылья разверну.

И проведя корабль души моей

Сквозь рифы смут, насилья и безвластья,
Я смею верить, что приму участье
В грядущем просвещении царей.

Хочу поведать людям сей земли,

Как пращуры грешили и творили,
Чтоб все мы тех уроков не забыли
И с Богом в сердце в будущее шли!

Евгений Тищенко

Какая сладкая отрава:
кружочки, палочки, тире –
вести их слева и направо
под шорох дат в календаре.

У каждой буковки – звоночек,

значок в пустыне мировой,
чтоб сердце – этот пастырь строчек –
их различало меж собой.

Когда кириллицы цыплята

бумажным лугом побегут,
душа – не столь большая плата
за этот плен, за этот труд.

Свести разрозненные части,

все тридцать звуков словаря
в одну строку – какое счастье! –
и все тебе благодаря.

Как рад отшельник молчаливый

ладошкам теплого дождя,
так и поэт: сидит, счастливый,
себя в стихи переводя.
Бирючков Андрей
7 А класс

Люблю я русский свой язык!

Люблю я русский свой язык,

Он мне на свете всех дороже,
И буду я его ценить,
учить его хочу я тоже.
Могуч, богат язык прекрасный,
Он весь, как ясная заря!
Я никогда жаргоном грязным
его не буду засорять!

Наказ
Ребята, слушайте наказ:
Чтоб грамотными стать людьми
Законом стать должно для нас
Беречь язык родной земли!

Дисенгалиева Светлана
5 класс

Мы любим русский наш язык


Мы любим русский наш язык –
Всю жизнь его мы учим.
Ведь он красив, ведь он певуч,
Он самый-самый лучший!
Он очень сложный – это да,
И путь ученья труден,
Но обещаю, что всегда
Беречь его мы будем.

Кононенко Н. Я.
Учитель русского языка и литературы

А вот язык учить обязан!

Мы пронести должны через века,
Всё то, что нашей гордости основа:
Так сбережём богатство языка
И чистоту божественного слова!
И будем мы язык родной хранить
По зову сердца, а не по приказу -
Поэтом можешь ты, мой друг, не быть,
А вот родной язык беречь обязан!



3 комментария:

  1. Ирина, спасибо за прекрасную подборку стихов. очень хороший праздник в нашем календаре. Поздравляем и вас с этим в какой-то степени и библиотечным праздником!

    ОтветитьУдалить
  2. Людмила, мы тоже считаем этот праздник своим. Согласны, что родной язык основа всего! Спасибо огромное за поздравление!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо большое! Очень помогли! Замечательные стихи.

    ОтветитьУдалить